Ура! Вскоре к нам возвращается знаменитое французское шоу. И наш корреспондент первым побывал на съемках
«Форт Боярд» стартовал на французском телевидении в 1990 году. Нынче свои версии снимают команды из двадцати с лишним стран мира. В России оригинальную версию «Форта» показывал канал НТВ в середине 90-х; тогда все подростки выучили фразы «Фелиндра! Голову тигра!» и «Это и была главная мысль сегодняшнего дня». Потом «Форт Боярд» как-то забыли. Потом снова вспомнили — когда в начале 2000-х версия с русскими участниками шла на канале «Россия». Потом снова забыли. А сейчас уже Первый канал отправил свою съемочную группу в Приморскую Шаранту.
На самом деле это нормальное развитие событий. Если во Франции «Форт» идет 22 года без перерывов и считается чуть ли не национальным достоянием, в остальных странах его то начинают показывать, то забывают на несколько лет, то возобновляют — когда тридцати- и сорокалетние успевают соскучиться по «Форту», а новое, девственное поколение тинейджеров уже готово с открытым ртом наблюдать за приключениями участников. Это же правда великолепное телешоу — без излишней жестокости, как в «Факторе страха», но и безо всякой мягкости по отношению к героям.
В этом году свои версии «Форта» снимали команды из нескольких стран начиная с мая. Русские снимали последними, в середине июля. Я спросил у человека по имени Ла Буль («Шар»), лысого толстячка, который 23 года объявляет начало игры ударом в гонг, чем русские отличаются от остальных. Он, ни секунды не задумываясь, ответил: «Русские — самые капризные».
|
И правда: если телепродюсеры из большинства стран следуют традиционной французской схеме, русские стараются все как-то повернуть по-своему. У нас, во-первых, не одна команда борется за ключи и золото, а сразу несколько: есть и «Телеведущие» (во главе с Дмитрием Дибровым), и «Спортсмены», и «Актеры», и «Юмористы» (официально она называется «И смех, и страх», возглавляет ее Анастасия Заворотнюк), и даже «Разнорабочие» (команда, в которую включили тех, кого под другим названием объединить нельзя: режиссера Юрия Грымова, стилиста Влада Лисовца, знатока из «Что? Где? Когда?» Валентину Голубеву и т. д.). Эти команды сражаются за победу, у них свои полуфиналы и финал — и в конце концов останется только одна.
|
А еще у нас свой собственный старец Фура в исполнении одного известного российского актера. Это уже не тот милый старичок, который сверкал резиновой лысиной во французских передачах середины 90-х; это сущий дьявол! Всю свою жизнь он отнимал у людей последнее, буквально последнее; накопил несусветные богатства, спрятал золото в форте, но там же в итоге оказался и заточен. Он маг, бесконечно меняющий личины; он сидит в башне, мечтает о свободе — но одновременно в виде призрачных проекций шастает по форту, вступает в разговоры с ведущими, гуляет даже по вольеру с тиграми и грозится страшно отомстить жалким, ничтожным людишкам, покусившимся на его деньги, обещает всех запомнить в лицо и воздать по заслугам. Ведущие время от времени предлагают участникам соперничающих команд обняться — «Просто чтобы не доставлять радости Фуре»; это довольно действенный аргумент, люди мгновенно обнимаются.
|
Хотя французы превыше всего ставят безопасность и все трюки не представляют никакой реальной угрозы для участников, на съемках «Форта» не обошлось без травм. 80-летний Лев Дуров — наверное, самый пожилой участник «Форта Боярд» за всю его историю — страшно разодрал руку. Зрелище окровавленного Дурова, у которого кожа висела лоскутами, продюсеры до сих пор вспоминают с ужасом. Льва Константиновича срочно эвакуировали на материк — а он, перебинтовавшись, тут же начал проситься обратно.
В отличие от участников каждой конкретной игры тигры проводят в форте не несколько дней, а по два месяца каждый год. Иногда ссорятся, но вообще чувствуют себя превосходно — Лариса Вербицкая не даст соврать. |