11 декабря в Выборгском ДК в Петербурге пройдет премьера фильма «Борис Годунов» режиссера Владимира Мирзоева. После показа зрители смогут порассуждать о судьбах России с ведущим вечера Дмитрием Дибровым.
«Ай да Пушкин, ай да сукин сын!», — воскликнул счастливый автор, закончив «Бориса Годунова» в 1825 году. Императору Николаю I, когда он ознакомился с текстом, на ум пришли те же слова, — только интонация была другая. Пьесу к постановке он запретил.
«Борису Годунову» почти 200 лет. Речь там и идет о событиях еще более давних. Но он современен и сегодня. Это значит, что в пьесе раскрыт секрет. Секрет национального характера. Тайна «загадочной русской души». Код отношений между властью и людьми. Властью и Богом. Неясно одно. Что такого в этом пространстве, что здесь всегда – Смутное время? Абсолютная личная воля Того, Кто Наверху – и абсолютный ноль — цена человеческой жизни.
Владимир Мирзоев снял «Бориса Годунова», переселив персонажей русской истории в современную Москву — и они там чувствуют себя не хуже, чем в XVI веке. Фильму удалось сомкнуть связь времен. Без швов и зазоров. Стали отчетливо видны дурные, возможно, гибельные закономерности российской истории.
Трагедию Пушкина в кино еще не ставили без соболей и взятых напрокат сокровищ Грановитой палаты. Мирзоев сделал невозможное: стих Пушкина на фоне Москва-Сити, среди лимузинов, танков и бассейнов зазвучал с новой силой, каждое слово нашло свою нишу, обрело еще более широкий, наращенный временем смысл. Варлаам встревоженно разбирает царский указ с айфона. Авантюрист Отрепьев прет на Москву на танке. Сцена у фонтана стала игрой в поддавки у бассейна. Думский дьяк в облике Парфенова вещает официальные новости с ЖК-панелей… Антураж сменился, суть событий — ничуть. Пушкинский стих только заново ее высветил, связал с русской историей, циклически повторяющейся, как в дурном сне. Словно Пушкин это всё предвидел. Где нужно, автор фильма скорректировал автора пьесы — незаметно, тактично. Гришке не 20, а 35, и его играет Андрей Мерзликин. И то правда: какая Марина теперь поверит двадцатилетнему инфантилу, еще не пришедшему в сознание после «Рио 3D»! Зато Басманов (Петр Федоров) стал молодым да ранним, такого легко представить себе в предводителях каких-нибудь очередных «наших». Автор фильма за аллюзии ответственности не несет: он лишь сделал историю слепком любых российских времен. Он сам, похоже, изумлен тем, как удивительно лег Пушкин на современную ситуацию. Такое ощущение, что в дряблое тело впавшего в анемию российского общества сделали инъекцию давно забытых страстей — и оно зашевелилось, стало подавать признаки жизни. Это еще не общество (оно распалось) — но уже его действующая модель…